Кинотека, 07/09


Das Leben der Anderen (2006) — Жизнь других (imdb 8,5)

В обзоре этого фильма будут раскрыты некоторые сюжетные ходы, или попросту говоря — присутствуют спойлеры.

Разумеется, немцы — обычные люди и подвержены таким же эмоциям и страстям, что и все остальные. Но национальные стереотипы, как и многие другие глупости, — вещь устойчивая. Даже несмотря на усилия классиков немецкой литературы, сложно представить себе немца утонченным, тонко чувствующим человеком. Человека с именем Флориан Хенкель фон Доннерсмарк представляешь, как минимум, в мундире. А он не только кинорежиссер, но и создатель драматического фильма «Жизнь других», действие которого разворачивается в Восточном Берлине начала восьмидесятых.

Четкой главной роли в этом фильме, пожалуй, нет. Есть три персонажа, чьи пересекающиеся партии разыгрываются с одинаковым напряжением. Один из них — капитан штази, следящий за двумя другими — писателем и его пассией-актрисой. И если жизни писателя и актрисы полны событий и чувств, то существование чекиста блекло и вязко, как овсяная каша. В один прекрасный момент офицер понимает, что следит за нормальными порядочными людьми, а аномалией является как раз он сам и строй, который он представляет. Вот на этой метаморфозе режиссер дает критическую осечку. Человек, долгие годы сознательно мучавший других людей, вдруг, услышав музыку Бетховена, очищается, омывшись слезами. Затем увлекается поэзией Брехта, и почти сразу становится на путь эмоций и страстей, пригласив к себе проститутку. В его служебной жизни тоже проявляются признаки олигофрении, он действует невпопад, без присущего ему здравого смысла и логики. Абсурдность такого внезапного и полного перевоплощения мешает воспринимать развитие остальных сюжетных линий. Конечно, можно говорить о том, что перевоплощение скомкано и показано лишь тезисно, чтобы не злоупотреблять вниманием зрителей, но «Не верю!» относится не только к актерам. И как говорил Жванецкий: «Сохранились костюмы и обувь, но, когда мы над старинной дворянской одеждой видим лицо и всю голову буфетчицы современного зенитного училища, что-то мешает нам поверить в ее латынь».

Возможно, режиссер не придал значения изъянам сюжета, потому что мысли его были заняты чем-то другим. Например, ностальгическими детскими воспоминаниями — события фильма разворачиваются в 1984 году, когда фон Доннерсмарку было 11 лет. Похожий меланхолический фон есть во многих фильмах Данелии. Его «Паспорт» и «Орел и решка», невзирая на сюжет, тоже грустят о чем-то добром, оставшемся позади. «Жизнь других» пронизана легкой грустью и ностальгией, которые не скроет и разыгрывающаяся драма. Хотя, может быть дело в том, что я вырос в Союзе, и что-то неуловимо знакомое проскальзывая в картинке совковой немецкой жизни, бередит уже мои собственные детские воспоминания.

Вердикт: довольно симпатичный фильм, время потратите не впустую.

Gandhi (1982) — Ганди (imdb 8,2)

Тридцать пять лет — достаточный срок, чтобы начать скучать. В 1947 Индия выросла и покинула отчий дом британской империи. Но англичане, а может даже и весь англоязычный мир, все равно до сих пор считают Индию своим детищем, как и полагается родителям. Всех нас, а особенно стариков, захлестывает, порой, волна ностальгии и радужных воспоминаний о прошлом. Одна из таких волн пришлась на начло восьмидесятых годов двадцатого века. Сперва Салман Рушди оглушительно заявил о себе и своей родине книгой «Дети полуночи», а всего через год восемью Оскарами прогремел фильм «Ганди». Примечательно, что и Рушди, и исполнитель роли Ганди Бен Кингсли, и режиссер фильма Ричард Аттенборо — британские подданные.

«Ганди» — уникальный фильм, отталкивающий во всех своих художественных проявлениях, и одновременно гипнотизирующий и увлекающий. Унылый сценарий напоминает дешевый китайский детский конструктор — между деталями исторических фактов зияют прорехи беспомощных сценарных связок и резких движений подслеповатого монтажера. Перед Ричардом Аттенборо стояла задача показать Индию, угнетенную британским владычеством, и передать атмосферу бедности и попранных прав. Реализована эта задача блестяще: фильм настолько напоминает советский кинематограф сороковых годов, что иногда между индийскими физиономиями мерещится Любовь Орлова. Художественные ходы бесхитростны до пошлости. Если Ганди должен произнести что-то сакральное, то это обязательно будет ответ на по-детски прямолинейный выкрик из зала. Если индийцы жгут костер, то отблески пламени будут выхватывать их темноты силуэты английских солдат. Если среди персонажей попадается отрицательный, то он злодей до мозга костей и абсолютный антипод всего положительного. Ганди на фоне своих политических соратников предстает в таком блеске, что того и гляди начнет грассировать. Многоголосый дубляж в исполнении старых советских актеров лишь усиливает дежавю.

Кому же дали восемь Оскаров? Все их получил Махатма Ганди. Все в этом человеке столь светлое и чистое, что и сам он кажется по ошибке занесенным в мир политики, а не религии. Хотя, в таком контексте уместнее говорить не об ошибке, а о провидении. Личность, поступки, вся жизнь Ганди — настолько ярки, что сияют сквозь самую мутную художественную форму. По большому счету, и сам фильм и его технические подробности — лишь спичечный коробок, приложенный для масштаба к чему-то намного большему и существенному.

Почему-то именно после «Ганди» мне в голову пришла мысль о том, что слово «вердикт» подразумевает не только обязательность к исполнению, но и наличие права его озвучивать. Ни на то, ни на другое я не претендую, а потому

Spectatio: фильм надо обязательно посмотреть, пусть даже как документальный.

Network (1976) — Телесеть (imdb 8,1)

Давным-давно, задолго до моего рождения, во времена, когда сатира была пафосна, и пафос был не ругательным словом, а лишь являлся элементом риторики — Сидни Люмет снял фильм «Телесеть». С годами человечество эволюционировало, изобрело часы и научилось ценить время. И сейчас, в двадцать первом веке, монументальные мысли, на высказывание которых в 1976 году требовалось более двух часов — легко умещаются в тридцатисекундную формулу «Знаете, сегодня я многое понял...» из мультика «South Park».

Хотя есть вещи, которые ни капли не изменились за прошедшие годы. Например, по-прежнему ничто так не подстегивает интерес публики, как шокирующие разоблачения. «Телесетью» теле- и киноиндустрии громко разоблачили сами себя. Глубина цинизма этого рекурсивного откровения вызывает восхищение: зритель не может оторваться от фильма, который красочно показывает плачевное состояние самого зрителя, вызванное именно страстью к телевидению. Черной сатирой «Телесеть» очень напоминает «Бартон Финк», а эпизод с гипнотизирующим монологом корпоративного босса — родной брат бегущего по горящему отелю Джона Гудмена.

В фильме, которому перевалило за тридцатник, многое в диковинку. Актеры в те времена еще играли только сильные гипертрофированные чувства и эмоции, логично полагая, что простых переживаний зрителю и на кухне хватает. И такой подход был плодовитым: актеры «Телесети» получили Оскаров за главные роли, а Беатрис Стрейт вообще была награждена за роль второго плана, мелькнув на экране лишь на пять минут. Операторская работа практически вся выглядит неуместной шуткой. Режиссер Сидни Люмет использует приемы, явно больше свойственные черно-белому кино — яркость картинки и освещенность интерьеров неуклонно возрастает по мере развития сюжета. А Роберт Дюволл своим появлением вообще вызывает ступор: он такой же лысый, как и всегда, но как-то подозрительно моложаво выглядит. Однако, все эти странные современному взгляду вещи, ни в коей мере не умаляют достоинств фильма, в котором и особых-то изъянов и не найдешь. Вот только сам фильм в целом напоминает новенькую пятидюймовую дискету — вроде и работает, а дисководов к ней уже не сыщешь.

Spectatio: хороший морально устаревший фильм.

Next (2007) — Пророк (imdb 6,2)

Террористам издавна живется нелегко. Лет двадцать назад их поголовье отличалось крайней меркантильностью целей, а зловещие планы легко срывались смекалистым Джоном МакЛейном. Довольно быстро узколобое поколение вымерло, и ему на смену пришли более смышленые и радикально настроенные бандиты. Однако и им житья не дали отчаянные спецагенты с высокими технологиями. Но террористы снова вернулись, растеряв по дороге все свои цели и идеалы — теперь они умны, стремительны, хорошо оснащены и просто хотят что-нибудь уничтожить. Однако и противники их вышли на качественно новый уровень — в «Пророке» злу противостоит ясновидец. Боюсь, что следующее поколение злодеев будет обладать всем букетом сверхспособностей героев сериала «Heroes».

Сюжет «Пророка» даже несмотря на отсылку к парапсихологии — прост, как бревно. С первых минут расписавшись в собственной неполноценности, ФБР заявляет, что одолеть невнятных ядерных террористов сможет лишь с помощью человека, предвидящего будущее. Но у этого человека хата с краю, у террористов всплеск кровожадности, а у ФБР — начальство. Поэтому все они по очереди весело бегают друг за другом, по-киберпанковски уклоняясь от летящих пуль и оставляя в итоге чувство глубокого морального надругательства. Как ни странно, этот примитив произрастает из романа Филипа Дика, по произведениям которого сняты «Особое мнение» с Крузом или «Час расплаты» с Эффлеком и Турман. И даже на фоне наивненького «Вспомнить все» со Шварценеггером «Пророк» выглядит болезненно бледным.

Лицо Николаса Кейджа раздражает даже больше, чем обычно. Длинные волосы подчеркивают залысины, улыбка обнажает не только зубы, но и противоестественные морщины, которые делают его похожим на Игги Попа. Вообще Кейдж с возрастом все больше походит на наглядную агитацию против алкоголизма: потасканные черты лица и немая скорбь поколений алкоголиков во взгляде. И, возможно, такое сравнение не так уж далеко от истины — в 2008 году Кейдж умудрился оказаться номинантом на «Золотую малину» за роли сразу в трех фильмах, включая «Пророк». Зато на его фоне еще более убедительно смотрится Джулианна Мур, прекрасно вжившаяся в мужское амплуа бескомпромиссного агента.

Spectatio: идеальное кино для поезда Москва-Владивосток.




It s good to see someone thkniing it through.
Lanre, 24.11.2014

Hey, that post leaves me feeling a href "http: kbkpevxr.com" foilosh. a Kudos to you!
Saowarut, 26.11.2014

That s way more clever than I was extcipeng. Thanks! http: spgbgfdgds.com url http: aowlerskcy.com aowlerskcy url link http: ufvutzqsl.com ufvutzqsl link
Jayasree, 26.11.2014

A perfect reply! Thanks for taking the trubole. http: mnejfll.com url http: iiulosofz.com iiulosofz url link http: mvbnzpqor.com mvbnzpqor link
Mohamed, 29.11.2014


Ваше Имя:
Комментарий:
Код: