Кинотека, 06/09


Crank: High Voltage (2009) — Адреналин: высокое напряжение (imdb 7,0)

Порой, нелепость можно довести до абсурда. Есть, например, такой человек — Рон Джереми. Выглядит он довольно отталкивающе: обрюзгший усатый жлоб с залысинами и зеркальной болезнью. И, тем не менее, Рон — золотая елда Америки, звезда сотен порнофильмов. Снялся он и в сиквеле «Адреналина», лишь одним эпизодом однозначно определив если не жанр, то качество фильма.

Снимая вторую часть фильма, логично ожидать, что ее будут сравнивать с первой. «Адреналином» Марк Нивелдайн и Брайан Тейлор установили себе очень высокую планку. Переплюнуть тот фильм, который вкратце можно описать как полтора часа кульминации, так же сложно, как выжить после падения с вертолета. Но если Чев Челиос все-таки выжил, то режиссеры откровенно облажались, сняв полтора часа прострации. В «Адреналине» возникало ощущение, что создатели, подчеркивая бешеный темп фильма, специально стилизовали его под реалити-шоу и трешевые клипы. «Адреналин: высокое напряжение» доказывает, что былая стилизация — не художественный прием, а предел возможностей двух начинающих режиссеров. Ошалев от неожиданного успеха своей первой работы, ребята принялись копировать сами себя.

Получившаяся каша отдаленно напоминает галлюциногенные трипы «Страха и ненависти в Лас-Вегасе», изрядно приправленные стрельбой «Коммандо» и непосредственностью бюджетных рэперских клипов. Бесследно пропало чувство юмора первого фильма, на смену ему пришел бред тупых молодежных комедий. Но самая ощутимая утрата фильма — скорость. Сюжет, и без того заикающийся, то и дело перебивается невнятными вставками, заунывными диалогами, ретроспективами. От оригинального «Адреналина» во второй части остался лишь Джейсон Стейтем. К сожалению, одной лишь его лихой харизматичной физиономии не хватает, чтобы вытянуть режиссерский провал. В общем, состояние фильма столь критическое, что инъекция адреналина пришлась бы ему очень кстати.

Вердикт: не ломайте себе кайф от первого «Адреналина».

RocknRolla (2008) — Рок-н-рольщик (imdb 7,4)

Гай Ричи изначально загнал себя в ловушку двумя великолепными фильмами на взлете. Думаю, практически все подспудно ожидали, когда же последует провал. Похоже, что Ричи и сам испытывал дискомфорт в рамках, поставленных «Спиздили» и «Карты, деньги, два ствола». Пытаясь сломать стереотип, он снял комедию «Унесенные морем». Но она получила 5 «Золотых малин», и на одну только Мадонну это не спишешь. Затем, совсем в другом ключе, последовал неоднозначный «Револьвер», которым публика скорее подавилась, чем проглотила. Видимо, устав метаться, Гай Ричи снял «Рок-н-рольщик» — явную попытку вернуться к изначальному жанру, который он сам, по сути, и создал.

Кое-где «Рок-н-рольщик» рифмуется со старшими братьями. Замечательная постельная сцена получилась более чем олдскульной. Неуязвимый гэбэшник Борис возрождается в образе двух бессмертных русских головорезов. По русским вообще неплохо прошлись. Какой именно клуб имеет в виду Гай Ричи, давний фанат Челси, не ясно, но самый главный злодей «Рок-н-рольщика» — состоятельный россиянин, владелец британской футбольной команды по фамилии Омович. Кстати, перевелись в кинематографе добры молодцы, потому как играет Омовича тот же чех, который играл русского олигарха в Ларго Винч.

Но, по иронии, как-то уж очень по-русски третий брат «Спиздили» и «Карты, деньги, два ствола» оказался дурачком. Если саундтреки первых фильмов я слушаю до сих пор, то музыка этого кино заканчивается в названии. Профиль сюжета, хоть и имеет схожие черты, но смыслом или логикой не радует. Ярчайшие образы героев, речь которых уже давно разобрана на цитаты, в «Рок-н-рольщике» не поместились, и даже брутальному Винни Джонсу не нашлось места. Бриктоп и Рори Брейкер брезгливо морщатся, глядя на Ленни Коула, похожего больше не на гангстера, а на пожилого генсека, колотящего туфлей по кафедре. И даже если списать половину ахинеи, которая творится в фильме, на чудовищный, в традициях интерфильмовского релиза «Залечь на дно в Брюгге», перевод Гоблина, то все равно этой ахинеи останется невыносимо много. Видимо, годы в браке с облагороженной Мадонной запылили что-то пацанское и залихватское в Гае Ричи. Надеюсь, «Шерлок Холмс» отыщет того Ричи, которого все так любят.

Вердикт: в этом фильме нет ничего из того, что вы от него ждете.

The International (2009) — Интернэшнл (imdb 6,7)

Пришел как-то режиссер Том Тыквер к маркетологам и говорит: «Мужики, я тут фильм снимаю, о простом служителе закона, у которого ломается мировоззрение и о том, как он пытается быть сильным и взять все в свои руки, даже если придется кого-то убить...» — «Убить? — перебивает его маркетолог, — Так это боевик, что ли?» — «Нет, не боевик. Там может и будет пара выстрелов, заговор небольшой, но главное не...» — «Ребята, — кричит маркетолог подчиненным, — „Интернэшнл“ рекламируем по формату заговор-мы-все-погибнем-только-он-нас-спасет. А ты, — оборачивается он к Тыкверу, — проваливай, не мешай работать!»

Гнать надо в шею тех людей, которые продвигали и таки продвинули этот фильм в типаж железобетонного агента с блондинкой. Заодно надо дать пинка под зад и тем, кто после предварительного просмотра отправил фильм на доработку с диагнозом «ой, а шо тут так не динамично все?» В результате подобных глупостей, публика откровенно разочарована диссонансом рекламы и конечного продукта. А дело-то как раз в том, что «Интернэшнл» и не должен летать со скоростью 600 выстрелов в минуту. Погони, перестрелки, теории заговоров, давно всех утомившие — все это лишь правильно размытый фон для совершенно другого сюжета. Нечто подобное уже пытался сделать Ридли Скотт в «Совокупности лжи», но традиционно скатился в блокбастерщину. И, хотя действие фильма и скачет беспорядочно по политической карте мира, Клайв Оуэн далеко не Джейсон Борн. Он имеет запойный вид, плохо бегает, не умеет стрелять, а вырубить с одного удара может разве что бытовую технику. Он даже не гениален, а просто в меру умен. По большому счету, его персонаж близок к драматическому — неуверенному и терзающемуся, но идущему до конца в принятом решении.

У обычного полицейского почти всегда есть застарелая драма, бывшая жена и стремление наказать всех преступников. Действует обычный полицейский в своем родном городе, где знает каждый закоулок. Его блокбастерному коллеге присущи нечеловеческие способности, очаровательная незнакомка и стремление вывести на чистую воду гигантскую секретную организацию. Действует блокбастерный полицейский во всех странах мира, где знает каждый диалект. Стараниями массы людей, в «Интернэшнл» обычный полицейский действует в блокбастерных условиях, так что, по сути, под одним названием вышло два фильма. Первая часть — классический триллер с захватывающей финальной сценой перестрелки в музее, впиваясь взглядом в которую, испытываешь те же чувства, как когда, судорожно сжимая мышку, носишься по круглой арене Morbias][ из Unreal Tournament. Эта же сцена является и завязкой для второй половины фильма: герой Оуэна, получив хорошую встряску, понимает, что в двухмерную модель законности и свободы пора ввести ось справедливости, и действовать принципиально по-другому. В этой второй половине темп и настроение заметно снижаются, a звуки выстрелов уступают место философским диалогам. При этом, никакие выводы не навязываются. Финальными титрами Тыквер скромно кивает в сторону статистики, предлагая считать результат суммой попыток.

Кстати, перевод фильма совершенно уникальный — старательно соблюдая разнообразные акценты героев, переводчики умудрились не перевести ни одного экранного текста: от субтитров иностранной речи до важных газетных заголовков.

Вердикт: добротное кино, страдающее раздвоением жанра.

Hotel Rwanda (2004) — Отель Руанда (imdb 8,3)

С одной стороны, глупо говорить о том, что война — это ужас, горе и гибель невинных людей. Ведь для одних это совершенно очевидный факт, а для других бесполезное сотрясание воздуха. С другой стороны, об этом надо иногда говорить, потому что даже очевидные вещи могут забыться. «Отель Руанда» как раз и напоминает нам об этом очевидном, но важном факте. Даже по трем строчкам аннотации понятно, что фильм во многом перекликается со «Списком Шиндлера». И это не удивительно, ведь каждый человек хорош по-своему, но все люди отвратительны одинаково. В данном конкретном случае отвратительны представители африканского племени с суровым названием «хуту», которые в 1994 году вознамерились стереть с лица земли людей другого племени с детским названием «тутси».

Совпадений со «Списком Шиндлера» так много, что закрадывается крамольная мысль, будто именно вышедший в 1993 фильм Спилберга вдохновил главного героя руандийских событий, Пола Русесабаджину, на его подвиги в 1994. В то же время, эти два фильма имеют принципиальное отличие: в пафосе. «Отель Руанда» не напичкан драматизмом и не пытается держать зрителя в напряжении каждую секунду. Более того, некоторые особо шокирующие события явно сглажены, и иногда удостаиваются лишь намека. Да и главный герой фильма — совсем не рыцарь без страха и упрека. С первого же кадра создается ощущение, что находишься непосредственно в гуще событий. Работа звукооператора усиливает эффект присутствия. Более того, режиссер Терри Джордж явно прилагает большие усилия к тому, чтобы фильм больше походил на репортаж с места событий, а не на художественное произведение. Хотя, возможно, создавая такую «репортажную» стилизацию, он как раз и пытался выйти из тени «Списка Шиндлера». Так или иначе, но подобный ход приводит к тому, что безоговорочно веришь каждому кадру. Оказывается, веришь не зря, ведь консультант фильма — не кто иной, как ныне здравствующий Пол Русесабаджина.

Есть в «Отеле Руанда» один кадр невероятной силы, которым и сам режиссер явно тешится: белый иностранец, которого через несколько минут эвакуируют из пылающей Руанды, из окна автобуса фотографирует мыльницей сбившихся в кучку испуганных, мокнущих под дождем тутси. Фотограф знает наверняка, что всех этих людей вскоре ждет неминуемая смерть, и все равно достает камеру. Вернувшись в свою благополучную страну, он пригласит в гости опрятных упитанных друзей, и, откинувшись на диване после вкусного ужина, они будут смотреть на фотографию, цокать языком и хором говорить о том, какими жестокими бывают люди. Этот кадр — упрек всем нам, каждый день смотрящим за завтраком душераздирающие новости, и забывающим о них еще до обеда. Собственно, каждый кадр «Отеля Руанда» — это призыв помнить и не допускать.

Вердикт: посмотрите обязательно, запомните и не допускайте.





Ваше Имя:
Комментарий:
Код: